i Главный город Поволжья, центр Нижегородской агломерации, население которой составляет 2,08 млн чел, пятый по численности населения России, Нижний Новгород является важным экономическим, промышленным, научно-образовательным и культурным центром России, крупнейшим транспортным узлом и правительственным центром Приволжского федерального округа. Нижегородское направление – одно из главных направлений речного туризма в России, да и сам город, с его богатой историей и достопримечательностями, привлекает туристов со всей страны. А давние торговые традиции Нижнего продолжают нынешние коммерсанты, например, от общепита – в городе насчитывается более тысячи точек питания. Из них 62 компании предоставляют услуги кейтерингового и выездного банкетного обслуживания. Представители самых ярких из этих проектов рассказали об особенностях  рынка, конкуренции и тенденциях, которые они наблюдают.

ВанильСергей Кутовой, генеральный директор VanilCatering

О компании

Компания «VANIL Кейтеринг» была основана в Нижнем Новгороде в 2010.

На момент основания профессиональные услуги кейтеринга в городе предоставляли несколько известных стационарных ресторанов и несколько кейтеринговых компаний, которые делились по сегментам: эконом, стандарт и VIP. Мы же работаем на рынке стандартного сегмента, рассчитанного на средний класс.

На протяжении нескольких лет, наша компания динамично развивалась, открывая стационарное заведение кафе "ГЕРМАНЪ", доставку суши "РИКША", свадебное агентство VANIL, компанию VANIL decor, VANIL renta, компанию ЭКО кейтеринг, Медиа группу "Антипаста", на данный момент входящих в Группу Компаний KSG. Средняя стоимость банкета в кейтеринговой компании сильно отличается от стоимости в стационарных ресторанах Нижнего Новгорода и составляет 2000 рублей на человека без учёта алкоголя, фуршет же обходится в среднем около 1000 рублей на человека.

О рынке

Конкуренция в Нижнем Новгороде за последние два года сильно увеличилась, появилось множество мелких кейтеринговых компаний с невысокой базой и производственной мощностью, но вышли на рынок и игроки с довольно высоким потенциалом. Основными конкурентами для нас всё-таки являются несколько кейтеринговых компаний, входящих в топ-10 компаний Нижнего Новгорода, хотя с рынка практически ушли некоторые старые игроки. Рынок кейтеринговых услуг в Нижнем Новгороде постоянно меняется, появляются новые виды подачи, выкладки блюд, очень часто стали заказывать готовые канапе без обслуживания в офисы, если рассмотреть несколько лет назад, таких заказов было гораздо меньше.

О заказчиках

Если рассматривать соотношение частных или корпоративных заказов, то в нашей компании все зависит от сезонности,  и в соотношении 50/50. В большинстве случаев все новое это хорошо забытое старое, например, мы видим, что интерес с русской кухне растет больше, чем к западной. Что логично, если помнить о ситуации в финансовой сфере.

 

КупеческийДарья Довбыш, коммерческий директор ресторана «Купеческий»

О компании

Ресторан «Купеческий» работает с 1999 года. Клиентская база в большей части состоит из корпоративных клиентов, они составляют около 70% наших заказов, остальные 30% - это частные заказы. В Нижнем Новгороде, в среднем, стоимость банкета на человека 1500 рублей, а фуршета 2500 рублей, без учёта алкоголя.

О рынке

Если рассматривать конкурентов в нашем сегменте, то реальных, пожалуй, найдётся 2-3 компании. Тенденции рынка, в некоторой степени, задаем мы сами. Конечно, есть некая общая мода, стили и естественное развитие. Но, движение вперед происходит благодаря компаниям, которые заявляют: «Мы можем лучше! Мы это сделаем!». И стремятся опережать запросы, формируя направление. За последние пару лет появилось больше понимания качества у заказчиков, в верхнем сегменте выше востребованность эстетической части (оформление, подача), больше запросов на здоровое питание. Оригинальные блюда идут на смену салатам в тарталетках, которые все еще активно продают кейтеринги бюджетного уровня.

 

IMG 7892Алексей Курицын, руководитель компании EuroCatering

О компании

Первый выездной фуршет, который мы провели уже своими силами в своем помещении и на своем оборудовании был в августе 2011 года, что можно считать началом нашей работы на рынке Нижнего Новгорода

Сегодня мы организуем банкеты (около 2000 рублей за человека) и фуршеты. С ценообразованием фуршета чуть сложнее, так как все зависит от вида и сложности фуршета. Иногда средняя стоимость фуршета на персону такая же, как и у банкета, а то и дороже. Если речь о «приветственных» фуршетах на 30-60 минут и 5-10 закусок на человека, то стоимость меню на персону может составлять и 500, и 300 рублей.

О рынке

C определением конкурентов все сложно. Если забить слово «кейтеринг» в нижегородском поисковике, или открыть среднестатистический сайт-каталог, где бесплатно размещаются все компании, то непосредственно кейтеринговых компаний найдется около десятка. Да и это количество увеличилось до такой цифры лишь за последние два года: в одной компании ребята поругались и разделились на две, в третьей и четвертой менеджерам надоело работать за оклад и они ушли, каждый создав свою, пятая и шестая - это одно и то же, только переименовались и никак в итоге не поймут от какого «имени» работать, седьмая - это «дочка» восьмой, только с самыми дешевыми ценами и так далее... И среди этих компаний конкуренция не сильно велика: некоторые так усердно несколько лет назад пытались демпинговать, что в итоге так и засели в своей нише «низких цен», обратив на себя внимание исключительно соответствующих заказчиков, которым надо как угодно, лишь бы подешевле...

Другие компании – совершенно не занимаются продвижением и живут только на старых постоянных клиентах, многие из которых свое «постоянство» постепенно меняют... Поэтому из данного списка своими серьезными конкурентами я считаю всего 2-3 компании. Но и нами список выездных ресторанов не ограничивается, т.к. кейтерингом в нашем городе не занимается, как говорится, только ленивый. Десятки нижегородских кафешек, включая самые маленькие и простенькие, с неизвестными названиями и расположениями, не просто предоставляют услуги на выезде, но и, порой, обслуживают крупнейшие и интереснейшие мероприятия. Тут роль играет знакомство владельцев данных заведений с руководителями крупных event-агентств, площадок и непосредственно руководителей крупных компаний-заказчиков. Так, предоставляя качественную услугу и имея нужные связи, можно проводить мероприятия, о которых даже и не мечтают другие конкуренты, ежемесячно вкладывающие деньги в различную рекламу.

О заказчиках

В нашей компании основная нагрузка идет на корпоративные мероприятия, примерно 90% от всего объема. Кейтеринг – услуга достаточно недешевая: помимо меню необходимо прибавить в бюджет аренду мебели, аренды зала площадки, или шатров с напольным покрытием, оформления, света и прочего: в ресторане все это будет входить в ту же стоимость меню. Поэтому, основной объем наших заказов – это корпоративные мероприятия делового и развлекательного характера, которые не могут пройти в ресторанах: крупный уличный фестиваль, окончание деловой встречи, презентация нового оборудования на заводе, или автомобиля в дилерском центре. Так же, кейтеринг незаменим при проведении крупных корпоративных мероприятий и концертов на 500-1000 человек, связанных с арендой театров, больших концертных залов и подобных площадок, так же лишенных стационарного ресторана. Частных праздников мы тоже проводим много. Но это, в большинстве своем, небольшие свадьбы и дни рождения на 15-50 человек в частных и арендуемых коттеджах, вторые дни свадеб на природе под шатрами. Безусловно, проводятся и грандиозные крупные частные мероприятия, но в общем сравнении их гораздо меньше. 

О тенденциях

На мой взгляд, еще совсем недавно нижегородский кейтеринг практически не развивался: Практически у всех было похожее меню, почти все заказы были «стандартными» и одинаковыми. Цены росли в соответствии с повышением цен на продукты. Новых компаний практически не появлялось. За последние несколько лет с появлением множества новых конкурентов появились и новые клиенты с индивидуальными заказами и мыслями. Появилось желание и необходимость прорабатывать новое меню чуть ли не для каждого гостя, устраивать дегустации, находить новые интересные способы подачи, закупать оригинальные предметы сервировки. Мы участвуем в выставках и мастер-классах от ведущих московских и иностранных шеф-поваров, закупаем новое оборудование и расширяем площади для воплощения новых идей. Появилось множество заказчиков, для которых главное – это не низкая цена и бутылка шампанского в подарок, а уверенность и гарантии первоклассного меню и обслуживания, подкрепленными отчетами с важных мероприятий и рекомендациями. И подтверждение этой уверенности дает свою приятную отдачу: приятные отзывы, благодарственные письма, заключение долгосрочных договоров на выездное обслуживание. А те, кто ищет разовое мероприятие максимально дешево, находят своих подрядчиков: компаний, в которых один человек сам и директор, и повар, и водитель, и закупщик, и готовит все у себя дома (что не влечет за собой больших ежемесячных расходов и позволяет варьировать цены на свои услуги как угодно) – тоже хватает.